Реальное насилие в виртуальном мире
Современные дети и подростки значительно опережают своих родителей в умении пользоваться компьютером, в частности Интернетом, и часами общаются в социальных сетях. Интернет стал неотъемлемой частью их жизни. Он может быть очень полезным для общего развития, обучения, творческого самовыражения и поиска единомышленников. Но он может быть и опасным: из-за нехватки жизненного опыта юные пользователи не всегда в состоянии распознать подстерегающие их в Сети риски.
Пользуясь Интернетом, кроме опасностей, которые могут повредить домашний компьютер и привести к финансовым потерям (вирусы, доступ к паролям банковских карт и т.п.), дети и взрослые могут столкнуться с насилием, которое из виртуального может стать вполне реальным и нанести тяжелую психологическую травму и ущерб здоровью.
Кибербулинг – преследование, запугивание и издевательство путем рассылки сообщений агрессивного содержания по электронной почте и через социальные сети и чаты, размещения обидных и порочащих (часто смонтированных) фотографий и видеороликов, раскрытие анонимности участника на форумах и т.д. Такие атаки обычно проводятся анонимно и очень интенсивно, с одновременным использованием нескольких каналов коммуникации. В результате объект атаки – ребенок или подросток – получает серьезную психологическую травму.
Видеочат Рулетка (Chatroulette) предполагает использование веб-камеры для общения с незнакомыми людьми, что нередко сопровождается обсуждением сексуальных тем и демонстрацией обнаженного тела. Находясь на таких ресурсах, дети могут попасть на сайты, содержащие фото и видео орнографического содержания. Просмотр этих материалов может негативно повлиять на представление о здоровых сексуальных отношениях, девальвировать семейные ценности и спровоцировать преждевременный интерес к половым отношениям. Кроме того, на таких сайтах дети могут стать жертвами педофилов или людей с нарушениями психики.
Кибергруминг – этим термином обозначают вхождение в доверие к ребенку с последующим использованием его в сексуальных целях. Как правило, злоумышленники хорошо разбираются в психологии детей и подростков и ориентируются в их интересах. Они отслеживают в социальных сетях или на форумах подростков, находящихся в подавленном состоянии, сочувствуют, предлагают поддержку, обсуждают волнующие их вопросы, постепенно переводя беседу в сексуальную плоскость, а затем предлагают перейти к отношениям в реальной жизни. Реальное знакомство может привести к принуждению ребенка к сексуальным отношениям, участию в создании порнографии, другим злоупотреблениям, угрожающим его здоровью и жизни.
Не осознавая возможных негативных последствий, подростки сообщают в Интернете персональную информацию, выставляют на своих страницах откровенные фотографии, которые затем могут легко попасть на другие сайты и стать общедоступными, могут быть отредактированы и использованы в неприемлемом виде. Иногда взрослые сами распространяют через социальные сети и форумы персональную информацию о себе и своих детях, что может заинтересовать преступников и поставить под угрозу безопасность ребенка.
Чтобы обезопасить детей от реальных угроз виртуального мира, специалисты по интернет-безопасности советуют целенаправленно обсуждать правила безопасного поведения в Интернете, а именно:
— объяснить ребенку важность защиты своей и чужой конфиденциальной информации;
— научить детей вести себя в Интернете так же осмотрительно, как и в реальной жизни;
— никогда не соглашаться на реальное свидание с незнакомым человеком, не предупредив об этом взрослых;
— напомнить о том, что виртуальный собеседник может выдавать себя за другого;
— предупредить о рисках, связанных с запросами различных сайтов предоставить логины, пароли, сведения о банковских картах, номер телефона, домашний адрес и другую персональную информацию;
— убедить детей в необходимости обращаться за советом и помощью каждый раз, когда они сталкиваются в Интернете с чем-то сомнительным или потенциально опасным.