Этапы психосексуального развития от 0 до 18

Родители, как правило, представляют себе, как происходит общее развитие ребенка, чего можно ожидать от его поведения в определенном возрасте. Но в том, что касается сексуального развития, родителям не всегда хватает знаний. Между тем ребенок от рождения является сексуальным существом, и его развитие неразрывно связано со становлением и осознанием собственной сексуальности. Поэтому представление о том, какие изменения считаются нормой, и внимательное наблюдение за тем, что происходит с ребенком на самом деле, позволяют ориентироваться в происходящем, своевременно замечать что-то необычное, странное, не соответствующее возрасту и при необходимости обращаться за помощью к специалисту. Внимательное и чуткое отношение родителей помогает ребенку подготовиться к изменениям в организме, осмыслить происходящее с ним и справиться с новыми переживаниями. Сексуальность детей и взрослых существенно отличается, поэтому проявления детской сексуальности не следует рассматривать и оценивать с позиции взрослого сексуального опыта. Хотя это бывает непросто, взрослые могут постараться увидеть мир глазами детей. Специалисты выделяют несколько этапов психосексуального развития ребенка от рождения до совершеннолетия. Хотя последовательность изменений, происходящих по мере взросления, примерно одинакова, каждый ребенок может иметь свои особенности и индивидуальные темпы развития.

ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ. ОТКРЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ

Младенцы от нуля до года
Полностью сосредоточены на своих ощущениях, на том, что чувствуют на ощупь, на вкус и обоняние, что слышат и видят. Объятия и ласки родителей очень важны для младенцев, поскольку закладывают основу их здорового социального и эмоционального развития. Благодаря этому у нихпоявляется ощущение уюта и безопасности.
Открывают окружающий мир: сосут игрушки, рассматривают людей или предметы, внимательно слушают, а также осваивают собственное тело – касаются его частей, в том числе и гениталий. Обычно это происходит непреднамеренно.
Малыши от 2 до 3 лет
Познают себя и свое тело. Начинают понимать, что их внешность отличается от внешности других детей и взрослых. Узнают о том, что они мальчики или девочки. Начинается формирование личностной и половой идентичности.
Проявляют интерес к своему телу и к телам окружающих, внимательно исследуют свое тело и гениталии, а также могут показывать их другим детям и взрослым.
Испытывают достаточно сильную потребность в физическом контакте. Им нравится сидеть у кого-то на коленях, они получают удовольствие, когда их обнимают.
Начинают понимать, что «можно», а что «нельзя», и усваивают первые социальные нормы.

ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ. УСВОЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ И ДРУЖБЫ

На этом этапе дети:
начинают больше контактировать со сверстниками, например, в детском саду; учатся себя вести, играть вместе, дружить, разрешать конфликты;
исследуют свое тело в процессе игры «всемью» или «в доктора»;
задают вопрос «откуда берутся дети» – у нихвозрастает интерес к вопросам репродукции;
узнают, что взрослые не позволяют показывать обнаженное тело, касаться интимных частей своего или тела другого человека в общественных местах или в присутствии других, и начинают стесняться своей наготы;
осознают, что они мальчики и девочки и останутся ими навсегда. У них развиваются четкие представления о гендерных ролях: «что делает мальчик» и «что делает девочка»;
часто ассоциируют дружбу и симпатию к кому-то с «влюбленностью». Например, говорят, что «влюблены» в свою подружку или друга, учителя. Эти чувства не имеют ничего общего с сексуальным влечением, в них проявляются детская симпатия и привязанность.

ОТ 7 ДО 9 ЛЕТ. СТЫДЛИВОСТЬ И ПЕРВАЯ ВЛЮБЛЕННОСТЬ

В этом возрасте дети:

стесняются показываться обнаженными. Им уже не хочется раздеваться в присутствии взрослых и ходить нагишом;
формируют группы мальчиков и девочек. Мальчики часто считают девочек «глупыми» и «несерьезными», в то время как девочки считают мальчиков «невежливыми» и «грубыми»;
задают меньше вопросов о сексе, но их интерес к предмету не ослабел и не исчез. Просто они уже усвоили, что секс – это тема, которую не принято обсуждать при всех;
часто демонстрируют друг другу, что они выросли и много чего знают о мире старших детей и взрослых. Иногда употребляют лексику с сексуальным оттенком, придумывают рифмы к словам с сексуальным значением и рассказывают друг другу шутки с сексуальным подтекстом. Часто они сами не понимают, что говорят;
много фантазируют, в том числе о своей влюбленности. Часто фантазии и реальность переплетаются – в этом возрасте могут первый раз влюбиться.

ОТ 10 ДО 15 ЛЕТ. ПОДРОСТКИ

10–11 лет: младший подростковый возраст
Начинается процесс полового созревания. Организм претерпевает физиологические изменения, меняется характер ребенка, его предпочтения, поведение. Чувственные переживания становятся глубже, случаются резкие перепады настроения.
Дети до 10 лет растут равномерно. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. У девочек, как правило, половое созревание и бурный рост начинаются в 10–11 лет, у мальчиков – в 12–13 лет.
Основные половые гормоны девочек – эстрогены, вырабатываемые яичниками, обеспечивают развитие половых органов и молочных желез. Формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса, тело постепенно приобретает женские формы.
У детей могут появляться эротические фантазии, они чаще уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах, на телевидении и в Интернете, и это еще больше усиливает их любознательность. При этом взрослым, когда те пытаются об этом заговорить, они демонстрируют равнодушие или стеснительность.
На этой стадии подростки делают первые шаги в романтических отношениях: начинают встречаться, держаться за руки, целуют друг друга в щеку.

12–15 лет: старший подростковый возраст

На этом этапе половое созревание начинается у большинства мальчиков. Вырабатываемый яичками мужской половой гормон тестостерон вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка. Телосложение у ребят приобретает типичные мужские черты – широкие плечи и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Происходит скачок роста. Голос становится ниже, происходит рост щитовидного хряща, на лице пробиваются усы и борода, появляются угри.
Первые поллюции (непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновиде-
ниями) возникают в 13–14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам. Эякуляция у мальчиков свидетельствует о достижении физиологической половой зрелости и способности к зачатию ребенка.
У девушек уже произошел скачок роста, но процесс полового развития продолжается. В среднем в 11–13 лет у девушек появляется первая менструация, что свидетельствует о на ступлении половой зрелости и способности к беременности.

Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Сначала месячные могут быть нерегулярными и иметь различную продолжительность. Постепенно они становятся регулярными, наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3–5 дней.
У подростков возникает обеспокоенность по поводу изменений собственного тела: «Нормально ли это?», «Не слишком ли медленно я развиваюсь по сравнению со сверстниками?» Порой эти изменения вызывают чувство неловкости и смущения.
Подростки оценивают свое тело с точки зрения сексуальной привлекательности. Часто они в этом не уверены и переживают из-за своей фигуры, состояния кожи, размеров половых органов (мальчики) и груди (девочки). Они сравнивают себя со сверстниками и хотят, чтобы у них все было в порядке.
Самооценка подростков очень сильно зависит от восприятия их сверстниками. Они часто сомневаются в том, что нравятся объекту своих симпатий, и легко поддаются влиянию друзей.
В этом возрасте подростки прибегают к мастурбации, причем юноши чаще, чем девушки. Быстро созревающие подростки начинают мастурбировать раньше своих сверстников с нормальными темпами пубертатного развития, а при замедленном психосексуальном развитии потребности в мастурбации не возникает.
У юношей секс уальное влечение появляется раньше, девушки дольше находятся на с тадии романтической влюбленности. И те и другие начинают активно общаться в смешанных компаниях.
Часто подростки в этом возрасте впервые по-настоящему влюбляются. Они флиртуют друг с другом, у них появляются
первые романтические отношения. Накапливается опыт в поцелуях и ласках.

ОТ 16 ДО 18 ЛЕТ. ЮНОСТЬ

После достижения пика полового созревания скорость роста замедляется. При этом юноши в 17–18 лет все еще растут, а девушки того же возраста уже остановились в росте.
Молодые люди становятся менее зависимыми от родителей, и их связь с ними ослабевает.
У молодых людей накапливается сексуальный опыт: они целуются, обнимаются, обмениваются взаимными ласками. Некоторые молодые люди вступают в сексуальные отношения. Они учатся общаться, проявлять уважение, договариваться, выражать свои желания, очерчивать личные границы, озвучивать ценности и правила поведения, которых хотели бы придерживаться.

Дата добавления: 11.09.2017
Категория: Подросткам