Индивидуальный темп психосексуального развития

Взрослея, подростки проходят различные этапы психосексуального развития (ПСР) в своем индивидуальном темпе, который определяется как физиологическими особенностями – соотношением уровней половых гормонов и гормона роста, так и психологическими факторами, прежде всего отношением к сексуальности ребенка в семье. Родителям довольно просто определить по внешним физическим признакам и по поведению сына или дочери, к какому типу относится их 15–16-летний подросток.

Для нормального психосексуального развития характерны средние темпы физического и полового развития. Такие подростки имеют средние рост и массу тела. Первые месячные наступают в 13–14 лет, первые поллюции в 15 лет. Формирование сексуального влечения завершается к 16–17 годам и выражено слабо или умеренно. Подростки этого типа психологически чаще всего вполне удовлетворяются занятиями и интересами, не связанными с сексом. Установка «хочется попробовать, но понимаю, что еще рано» сдерживает их сексуальную активность. У них чаще наблюдаются высокий интеллект и не очень высокий гормональный фон.

Для подростков с ускоренным психосексуальным развитием характерны нормальное или чаще бурное физическое развитие, они имеют фенотипический облик взрослого человека – женщины или мужчины. Сексуальная активность может проявиться уже с 12–13 лет. К 15–16 годам они могут уже вести регулярную половую жизнь.

Девушки обычно среднего или ниже среднего роста. Психологически они спокойные, добродушные, жизнерадостные, высококоммуникабельные. Интерес к развлечениям преобладает над усердием к учебе. Нередко они лидеры молодежной тусовки. Юноши также обычно среднего или ниже среднего роста, широкоплечие, крепкие. Высокий уровень андрогенов обеспечивает их физическую активность, настойчивость, агрессивность. Высока потребность в мастурбации. Половая жизнь может начаться в 13–14 лет.

У подростков этой группы в сексуальности физиологический компонент преобладает над эмоциональным. Они не ценят длительных ухаживаний. Главное для них – получить удовольствие. Они быстро влюбляются и быстро остывают. У них самый высокий риск нежелательной беременности и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем. Девушки этого типа нередко становятся жертвами сексуального насилия, в том числе со стороны отца или отчима.

В целом раннее начало половой жизни без психоэмоционального компонента может принести разочарование и послужить мощным источником стресса и неврастении. Нередки скандалы с родителями из-за их неприятия ранней половой жизни дочери или сына, что может спровоцировать уход подростка из дома к партнеру. В такой ситуации уговоры и запреты малоэффективны, так как активность подкорковых структур доминирует над активностью коры головного мозга: подростки сначала делают и только потом думают, что
сделали. Поэтому уже к 12 годам они должны знать о мерах профилактики беременности и инфекций, передаваемых половым путем.

При замедленном психосексуальном развитии все стадии развития появляются позже. Внешне такие подростки, как правило, либо миниатюрны, либо при нормальном росте имеют недостаточную массу тела. У девушек месячные появляются после 15–16 лет. Эротический интерес возникает после 16 лет, а сексуальное влечение формируется к 18–20 годам. Отсутствие сексуального влечения воспринимается как стыдливость, порядочность и совпадает с их моральными и этическими установками. Подростки с замедленным ПСР часто пассивны, инфантильны, созерцательны, стеснительны и замкнуты. Таких юношей девушки не воспринимают серьезно, и в силу этого у юношей возникает дефицит общения с противоположным полом. Как правило, юноши и девушки данной группы до 17 лет не имеют половых контактов. Эти подростки не дают поводов к скандалам в семье, они послушны, прилежны, увлечены учебой. Воспитание таких подростков в том, что касается вопросов пола, должно быть очень деликатным.

У некоторых подростков психосексуальное развитие оказывается подавленным в силу разных причин. Так, у девушки может сформироваться неприятие сексуальных отношений, если в семье она столкнулись с гиперопекой и неправильным половым воспитанием, представляющим эти отношения исключительно в негативном свете. Эмоциональная отверженность со стороны матери или ее неудавшаяся личная жизнь, сексуальные притязания со стороны отчима или постоянные семейные скандалы – все это может отвратить девушку не только от замужества, но и от интимных отношений с мужчинами.

Другой тип подростков с подавленной сексуальностью – это гиперсоциаль ные юноши и девушки с повышенными притязаниями и высокими карьерными устремлениями. При полной сублимации сексуальности, например в учебу, у юношей может нарушиться выработка сперматозоидов и эректильная функция, а у девушек – менструальный цикл.

Задача родителей – вовремя заметить неладное в психосексуальном развитии ребенка и при необходимости обратиться к специалисту. А гармоничные отношения в семье, теплая эмоциональная атмосфера, соблюдение личных телесных и душевных границ, внимательное, уважительное отношение к детям, удовлетворение их жажды получения впечатлений и постепенного обретения самостоятельности способствуют благополучному сексуальному развитию – не слишком быстрому и не слишком медленному.

Дата добавления: 12.09.2017
Категория: Подросткам